В России может быть инициирован федеральный проект, направленный на контроль и управление процессом найма мигрантов. Одно из предложений включает создание специального оператора, который будет осуществлять дактилоскопию и проверку знания языка за пределами России, а также привязывать мигрантов к конкретным работодателям.
Власти рассматривают возможность развития рынка труда в стране путем «усиления контроля над процессом найма» мигрантов. Соответствующий федеральный проект стал частью рабочей версии национального проекта «Кадры», которая была представлена в июне на одном из межведомственных совещаний под руководством вице-премьера Татьяны Голиковой (документ находится в распоряжении РБК, его подлинность подтвердили два участника совещания). Основным инструментом реализации данного проекта станет развитие целевого (организованного) найма иностранных работников.
Также рассматривается возможность создания отдельного федерального проекта, направленного на «увеличение кадрового потенциала» государственной и муниципальной службы.
На данный момент структура национального проекта «Кадры» не утверждена, и его содержание продолжает прорабатываться.
Запуск национального проекта «Кадры» планируется на 2025 год, и он будет направлен на синхронизацию изменений в экономике с предложением на рынке труда. Ранее Татьяна Голикова анонсировала четыре федеральных проекта в его рамках, касающихся трудоустройства выпускников, привлечения молодежи к предпринимательской деятельности, сокращения периода временной нетрудоспособности и трансформации подходов к профессиональному развитию работающих граждан.
По данным источника РБК в правительстве, структура национального проекта будет обсуждаться на стратегической сессии в конце июля. В материалах, имеющихся у РБК, указано, что к уже объявленным вице-премьером федеральным проектам могут быть добавлены еще два.
Федеральный проект «Качественная трудовая миграция» нацелен на «усиление контроля над процессом найма» иностранных работников через развитие организованного набора мигрантов. Планируется обсудить создание оператора организованного набора — ППК «Работа в России», который, по данным Минтруда, будет выполнять функции кадрового центра для российских компаний.
Среди других мероприятий в рамках национального проекта рассматривается вынесение ряда процедур (например, медицинских осмотров, дактилоскопии, проверки знания русского языка) за пределы России, привязка иностранного работника к работодателю и расширение перечня стран, из которых прибудут работники. Ожидается, что к 2030 году по целевому набору в Россию прибудет «не менее 300 тыс. трудовых мигрантов». В настоящее время соответствующие соглашения действуют с Таджикистаном и Узбекистаном, и мигранты, привлекаемые по целевому набору, заключают трудовые договоры с российскими работодателями.
Минтруд ранее предложил сделать организованный набор основным инструментом привлечения иностранных работников, чтобы бороться с «неконтролируемым въездом мигрантов и несоответствием их квалификации потребностям рынка труда». Для этого ведомство разработало законопроект, который регулирует этот процесс и, среди прочего, обязывает мигранта покинуть страну в течение 30 дней после досрочного расторжения трудового договора.
«Данный механизм позволит работодателям подбирать персонал с учетом его квалификации и исключит случаи, когда сотрудник, приехавший к одному работодателю, затем ищет работу на открытом рынке», — пояснили в Минтруде.
По данным ФСБ, в первом квартале 2024 года в Россию с целью работы въехало 1,4 миллиона иностранных граждан. Основная их часть — это граждане Узбекистана (689 тысяч человек) и Таджикистана (358 тысяч человек). Росстат, в свою очередь, сообщает, что в 2023 году из стран СНГ в Россию прибыло 491 тысяча человек. Различие в данных объясняется тем, что ФСБ учитывает количество пересечений границы, а Росстат — только тех, кто зарегистрировался по месту жительства или временного пребывания.
Для легального трудоустройства в России мигранты, как правило, оформляют разрешение или патент. Однако для граждан Евразийского экономического союза (ЕАЭС) — таких как Киргизия, Казахстан, Белоруссия и Армения — действуют особые условия: им не требуется патент, и они могут работать на основании трудового или гражданско-правового договора.
Вице-президент РСПП Федор Прокопов отмечает, что некоторые отрасли экономики в России сильно зависят от мигрантов, включая строительство, ЖКХ, сельское хозяйство и сезонные работы. Для таких отраслей введение организованного набора будет особенно значимым. Однако, по словам Прокопова, пока механизм только тестируется, и делать окончательные выводы рано.
Он также подчеркнул, что для работодателей важен не столько сам метод привлечения иностранных работников, сколько факт наличия кадров. «Работодателю не так важно, будет ли это организованный набор или какой-то другой механизм. Главное — наличие работников, так как дефицит кадров может негативно сказаться на производстве. Государству же предстоит выбрать оптимальный способ с учетом всех мер безопасности», — добавил Прокопов.