Трудовую миграцию хотят сделать прозрачной

Трудовую миграцию хотят сделать прозрачной

Россия обновляет свою миграционную политику, усиливая контроль за иностранными работниками. Для обеспечения прозрачности и легальности миграции страна стремится привлекать сотрудников из визовых стран, включая государства БРИКС.

В состав БРИКС входят страны с большим трудовым потенциалом. Например, в Индии и Китае проживает по 1,4 миллиарда человек, в Бразилии — 215 миллионов, а в Южной Африке — 60 миллионов. Эти государства обладают избыточной рабочей силой, что делает их привлекательными для российских компаний. Для сравнения, в Узбекистане, который сегодня поставляет наибольшее число работников в Россию, численность населения составляет 37 миллионов, а в Таджикистане — около 10 миллионов человек.

По словам Вадима Коженова, возглавляющего центр правовой помощи мигрантам, российские компании уже начали привлекать специалистов из Индии, и многие работодатели проявляют интерес к сотрудникам из Африки. За первую половину 2024 года наблюдался значительный рост вакансий, ориентированных на сотрудников из таких стран, как Кения, Зимбабве и Камерун, что было подтверждено данными hh.ru.

Тем не менее, привлечение мигрантов из этих стран представляет трудности. Работники из Индии или Бразилии вряд ли самостоятельно покинут родину для работы в России. Поэтому речь идет о целевом найме, где компании покрывают расходы на переезд, жилье и трудоустройство. Работодатели, в свою очередь, хотят быть уверены, что вложения в специалиста будут оправданы, и он не уйдет к другому нанимателю за более высокой оплатой.

Антон Котяков, министр труда, недавно сообщил, что совместно с МВД разрабатывается новая система регулирования трудовой миграции. Прежняя система патентов требует изменений, так как больше не соответствует текущим требованиям. В новой модели предполагается, что медицинский осмотр и профессиональная подготовка будут проходить на родине мигрантов. Кроме того, вводится правило компенсации затрат работодателя, если сотрудник покидает компанию раньше оговоренного срока, что помогает закрепить его за нанимателем.

Изменения в системе трудовой миграции будут учтены в проекте "Кадры", разрабатываемом на национальном уровне. В рамках этого проекта планируется создание "Федерального проекта по качественной миграции", обсуждаются меры по организованному набору работников и назначению ответственного оператора для этих процессов. Ранее предполагалось, что этой функцией займется ППК "Работа в России", который будет выполнять роль кадрового центра для компаний.

Кроме того, Министерство экономического развития предложило проект закона, который предоставит вид на жительство выпускникам российских учебных заведений. Под действие закона попадут выпускники колледжей, вузов и научных организаций, владеющие русским языком и знакомые с культурными особенностями России. Для подачи заявления на ВНЖ необходимо иметь опыт работы по специальности не менее полугода.

Кроме того, в октябре в Госдуму были внесены пять законопроектов, направленных на борьбу с нелегальной миграцией, включая законы против фиктивных браков и посредников, обещающих помощь в успешной сдаче экзаменов по русскому языку.

Введение этих инициатив может уменьшить количество мигрантов в России, что, по мнению Анастасии Удальцовой, руководителя рабочей группы по вопросам адаптации и интеграции мигрантов при Комитете Госдумы, является важным стратегическим шагом для снижения зависимости российской экономики от иностранной рабочей силы.

Сейчас приоритет для властей сосредоточен на качестве, а не количестве трудовых мигрантов. Например, от приезжающих в Россию иностранцев ожидается, что они будут заниматься исключительно работой. В этой связи в Госдуме предложили запретить низкоквалифицированным мигрантам, временно находящимся в России, привозить семьи.

Присутствие супругов и детей мигрантов увеличивает нагрузку на медицинскую и социальную инфраструктуру и провоцирует межэтнические конфликты. Жители ряда районов жалуются на перенаселение мигрантами, а переполненные школьные классы, где много детей, не владеющих русским языком, мешают учебному процессу. Министерство просвещения также рекомендовало, чтобы число детей мигрантов, плохо знающих русский язык, не превышало 10% от общего количества учеников в каждом классе. Это в среднем составляет не более трех таких учеников на класс.

Кроме того, иностранные выпускники российских вузов смогут претендовать на получение вида на жительство, но при условии, что они проработали в стране не менее шести месяцев.

Число мигрантов в России сократилось на два миллиона человек за последний год. По данным МВД, в 2024 году в стране находится около 6,2 миллиона иностранцев, по сравнению с 8,5 миллионами летом 2023 года. Среди них 1,8 миллиона выходцев из Узбекистана и 1,2 миллиона граждан Таджикистана.

Также в стране работает значительное число граждан Казахстана и Кыргызстана, входящих в Евразийский экономический союз (ЕАЭС). Это позволяет им, например, использовать водительские права, полученные на родине, и работать водителями в России. Кроме того, Россия признает дипломы вузов этих стран, что позволило увеличить число врачей и других специалистов из Казахстана и Кыргызстана в российских медицинских учреждениях. Работодатели могут оформлять их по трудовому договору, как и местных сотрудников.

Несмотря на сравнительно легкие условия въезда, российские власти ужесточают контроль на границах и в крупных аэропортах. Сокращение числа трудовых мигрантов также связано с ужесточением миграционной политики: теперь власти более тщательно контролируют въезд и упрощают процесс депортации. За первую половину 2024 года было принято 92,8 тысячи решений о депортации, что на 53% больше, чем в 2023 году. Наибольшее количество депортаций зафиксировано среди граждан Таджикистана, которых в первой половине года было выслано из России 17 тысяч человек.

Поделиться:
Предыдущая новость
Следующая новость