Платформенная занятость должна развиваться

Платформенная занятость должна развиваться

О состоянии платформенной занятости в России рассказала Дарья Митина, председатель независимого профсоюза «Новый труд».

На всех платформах, где обсуждается тема платформенной занятости, основное внимание уделяется экономическим, торговым и маркетинговым аспектам. Именно такой подход определил структуру и содержание законопроекта «О платформенной экономике в Российской Федерации», предложенного Минэкономразвития.

Однако социальные аспекты платформенной экономики остались практически без внимания в рамках данного документа. По нашему мнению, этот законопроект уступает ранее разработанному проекту «О платформенной занятости», который создавался в течение почти трех лет с участием всех сторон социального партнерства. Несмотря на его тщательную проработку, сейчас работа над ним фактически приостановлена.

Независимый профсоюз «Новый труд», первый в России, защищающий интересы самозанятых и работников платформенной экономики, не имеет полной ясности относительно статуса и перспектив обсуждаемых законопроектов в цифровой отрасли.

Помимо двух упомянутых, в парламенте находятся на рассмотрении несколько других проектов законов о маркетплейсах, которые концептуально сильно различаются. Остается открытым вопрос: будет ли закон о платформенной занятости снят с повестки дня или актуализирован в качестве дополнения к основному закону «О платформенной экономике».

Сегодня цифровые платформы сотрудничают с 15 миллионами человек, но многие из них остаются без доступа к социальным гарантиям. Существует вероятность, что законодатели выберут один из двух подходов: либо примут рамочный закон с последующими законами-спутниками и подзаконными актами, либо разработают комплексный закон, охватывающий все аспекты платформенной экономики.

Второй вариант можно назвать своеобразным кодексом, так как платформенная экономика представляет собой отдельный вид экономической деятельности, требующий детального регулирования. Проект Минэкономразвития мог бы стать основой для такого кодекса, если бы в нем были учтены нормы социальной защиты работников платформенной экономики.

Мы убеждены, что в дополнение к основному закону необходим отдельный документ, посвященный платформенной занятости, который охватит все аспекты социальных и трудовых отношений. Такой законопроект уже был подготовлен ко второму чтению, но его рассмотрение приостановлено.

Также вызывает вопросы предложенная Минэкономразвития трехступенчатая система досудебного разрешения споров: сначала жалоба направляется работодателю, затем — в Ассоциацию цифровых платформ, и только потом — в суд. Этот подход ставит работника в зависимость от платформы, нарушая принцип равенства сторон. Мы предлагаем альтернативу в виде Третейского суда.

Еще одна проблема — отсутствие в законопроектах положений, гарантирующих права объединений работников. Мы настаиваем на том, чтобы мнение профсоюзов учитывалось при решении трудовых споров.

Когда цифровая платформа фактически выполняет функции работодателя, отсутствие представительства работников делает их беззащитными. Важно закрепить возможность заключения коллективных договоров в рамках платформенной экономики. Это позволит работникам фиксировать социальные гарантии, размеры компенсаций и более эффективно защищать свои интересы.

Кроме того, необходимо обязать платформы информировать работников об условиях страхования, пенсионного обеспечения и медицинского обслуживания. Сегодня большинство работников платформенной экономики не задумываются о пенсии, особенно в молодом возрасте. Важно мотивировать их к подключению к социальным, пенсионным и медицинским программам, что обеспечит им стабильное будущее.

Поделиться:
Предыдущая новость
Следующая новость